Движения
пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы
помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый
вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша
можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на
рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля,
который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение
хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук
предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и
отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее
происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние
мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II
веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и
пальцев (типа нашей «Сороки-белобо- ки» и других) приводят в гармоничные отношения
тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский
врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки.
Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено
множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на
внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По
насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные
медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность
головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние
желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на
сердце.
В
Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.
Популярность занятий объясняется их оз- доравливающим и тонизирующим организм
эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности
ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой
и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук,
поддерживают жизненный тонус.
В
Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими
орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание
между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом
нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза
рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие
родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее
воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь
развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние
манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые
движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ,
снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков,
а значит — развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что
каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших
полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению
артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция
«схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости )
тренированности пальцев.
Такую
тренировку следует начинать с самого раннего? детства.
Исходя
из! оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев,
помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте
внимание на овладение ребенком простыми,
но в то же время жизненно важными умениями — держать чашку, ложку, карандаши,
умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршни воду
до лица — значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь.
Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Материал взят из книги Э. Степаненкова, (кандидат педагогических наук)
Эта книга поможет вам.
Терпения и удачи вам в занятиях со своими детьми.
ПДО ИЗО
Бобылева И. К.
МАДОУ№ 474
Пальчиковая гимнастика за пять минут
«Пальчиковая гимнастика за пять минут», с
помощью которой детей можно легко организовать на плодотворную работу.
|
Тучка Тучка солнце повстречала, Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «сол-нышко») ладоней
обеих рук. Погостить его позвала. «Приглашающий» жест
пр.рукой. Показать ладошку лев.руки (пальчики растопырены «солнышко») «Нет!» - ей солнышко в ответ. Погрозить ук пальцем
пр.руки. Тучка закрывает свет. Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев.руки (пальчики растопырены – «солнышко»). |
|
Кораблик Плывёт кораблик по волнам. Волнообразные движения
кистями обеих рук вперёд от себя. Дельфины слева, справа там. Волнообразные движения
лев.кистью, затем пр. кистью перед собой. Волна кораблик догоняет Лёгкие движения
кистями от себя. И ветер с парусом играет. Помахать обеими руками
влево-вправо над головой. |
|
Ёжик По тропинке, по дорожке «Рисуем» соединёнными
ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку. Топают к нам чьи-то ножки. «Пошлёпать» ладошками
по столу. Это ёж – колючий бок, Движения вправо-влево
соединёнными ладонями (пальчики растопырить). По грибам большой знаток! Указательным и большим пальцами пр.руки «нанизываем грибочки» на пальчики лев.руки. |
|
Паучки Паучки ползут по стенке. «Перебирающие»
движения пальчиками обеих рук снизу-вверх перед собой. Вот так сгибаются коленки. Быстро слегка сжимать
пальчики обеих рук. Паутину наплетут, Круговые
«наматывающие» движения кулачками обеих рук. В неё мухи попадут. Попеременные
соединительные движения обеими руками: кулак («муха») – ладонь (паль-чики растопырить
«паутина»). |
|
|
|
Рыбки Рыбки в салочки играют. И друг друга догоняют. Поочерёдные
«волнообразные» движения правой и левой рукой перед собой. Осьминог плывёт, пылит. Рыбки все за камень – шмыг. Колебательные движения
кистями перед собой (пальчики растопырены). Соединить ладони перед собой.
|
|
Капли Тучка по небу летала, Движения руками над головой влево-вправо.
Ну и капли потеряла. «Волнообразные»
движения ладонями сверху-вниз. Значит, дождь пойдёт - мы знаем. «Побарабанить»
пальчиками по столу. Все под зонтиком гуляем. Ладони соединить над
головой («зонтик»). Повороты головой влево-вправо. |
|
Уточки Утки в озере ныряют, «Волнообразные»
движения кистями обеих рук вперёд от себя. Ряску клювом подбирают. Быстро сжимать «в
щепотку» пальчики на обеих руках А потом на бережок, Положить ладони на
стол. Друг за другом шлёп, да шлёп. «Пошлёпать» ладонями
обеих рук по столу. |
Желаем
успехов!